Тел.: Life - 063 232-51-06
МТС - 050 654-32-38
Viber, Telegram, WhatsApp,
КиевСтар - 097 806-79-11
Императорский фарфоровый завод. История
Императорский фарфоровый завод основан в 1744 году.
На протяжении всей своей истории вплоть до февральской революции оставался в ведении Министерства Императорского двора. Его продукция предназначалась для сервизных кладовых и убранства интерьеров императорских дворцов. Предпринимавшиеся в разные периоды деятельности завода попытки продажи товара или выполнения заказов частных лиц, связанные с желанием администрации повысить рентабельность, были лишь незначительными исключениями из исторически сложившейся традиции.
В этом заключается существенное отличие русского Императорского фарфорового завода от большинства других Королевских европейских мануфактур, для которых выполнение частных заказов являлось основным средством существования. В России правивший монарх оказывал постоянное внимание деятельности завода и творчеству мастеров. При исполнении заказов царствующий патрон зачастую принимал непосредственное участие в обсуждении моделей, эскизов, указывал образцы для копирования. Высокому качеству изделий способствовало приглашение иностранных специалистов, как технологов, так и модельмейстеров, художников. Некоторые из них работали на заводе короткое время, передавая опыт местным мастерам, другие же оставались надолго, избрав Россию второй родиной.
За длительный период существования на Императорском фарфоровом заводе было исполнено огромное количество сервизов, ваз, кашпо, осветительных приборов, рам для зеркал, футляров для часов, пластов с копиями живописных произведений, туалетных приборов, произведений пластики. Если на протяжении XVIII века при перемещениях царского двора сервизы и другие необходимые предметы из-за их нехватки приходилось тщательно упаковывать для перевозки из одного места в другое, то с течением времени нарядные изделия из фарфора стали непременным и одним из главных украшений интерьеров императорских дворцов. Уже в 20-х годах XIX века фарфоровые предметы стали заказывать специально для убранства, а сервизы - для постоянного использования в определенном дворце.
Высокие декоративные качества и ценность изделий Императорского фарфорового завода делала их желанным подарком для высокопоставленных особ.
Во времена императрицы Елизаветы Петровны большой честью считалось получить из ее рук фарфоровую табакерку. Сегодня они относятся к раритетам, которые наиболее ценятся коллекционерами. В годы царствования императрицы Екатерины II была заложена традиция включать в состав приданого русских великих княжон сервизы, туалетные наборы, предметы убранства интерьеров, изготовленные на Императорском фарфоровом заводе. Поскольку, как правило, они выдавались замуж за иностранных принцев, русский фарфор вывозился в Европу. В XIX веке дипломатические подарки русских императоров: фарфоровые вазы Императорского фарфорового завода стали занимать почетное место во дворцах монархов дружественных стран. Обычно подарки готовились к двум главным праздникам: рождеству и пасхе. Списки лиц, которым предназначались подарки, были достаточно обширными. В них входили члены императорской семьи, их родственники за границей, иностранные дипломаты, некоторые из высокопоставленных придворных. К пасхе, кроме того, в большом количестве раздавались нарядно украшенные фарфоровые пасхальные яйца.
Интерес к изучению русской истории и культуры, который начал формироваться во II половине XIX столетия и особенно возрос на рубеже XIX и XX веков, проявился также в коллекционировании изделий Императорского фарфорового завода. Особым увлечением собирателей были ранние предметы, выполненные в период правления императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II.
В дальнейшем старейшему фарфоровому производству России пришлось пережить период Первой мировой войны, когда часть продукции выполнялась для нужд военных госпиталей.
После революции 1917 года завод чудом уцелел и уже в 1918 году получил статус Государственного фарфорового завода. Оставшиеся на рабочих местах высококвалифицированные специалисты в соответствии с требованием времени создали новое художественное направление, получившее название “агитационный фарфор”. На сохранившемся дореволюционном белье (покрытые глазурью, но не расписанные изделия) они выполняли нарядные композиции, основным декоративным элементом которых были революционные символы, лозунги и политические призывы. Фарфоровая пластика этих лет также отражала идейную направленность, связанную с пропагандой советской власти. “Агитационный фарфор” 1918-1923 годов сразу же был высоко оценен современниками и остается одной из ярких страниц в истории завода.
В 1925 году предприятие получило имя М.В. Ломоносова.
С этого времени основной задачей завода стало наполнение рынка массового потребления высококачественными изделиями. В 1992 году он был акционирован и в настоящее время носит название ОАО “Ломоносовский фарфоровый завод”.
Все права принадлежат компании "Вехи"