Агитационный фарфор
Купим агитационный фарфор
Исскуство 1920-30-х.
Советский агитационный фарфор:
тарелки, фарфоровые статуэтки,
сервизы чайные и кофейные, чашки, кружки
Агитационный фарфор 1920-х – 1930-х годов – логическое продолжение русского авангарда начала XX века, изначально нацеленного на эстетическую революцию, которая разрушила бы духовную косность существующего общества.
В первые годы советской власти Народным комиссариатом просвещения была поставлена задача: выпускать "агитационный фарфор в высоком смысле этого слова – революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению".
Советский агитационный фарфор – "сильное" искусство, способное кричать лозунги и обличать ошибки. Взирая с полок и комодов на своих владельцев в их домах, он призван был постоянно разъяснять, напоминать, призывать...
Он стал одним из действенных средств агитации и пропаганды.
Действительно, великолепное художественное исполнение, новизна форм, тематики, применение советской эмблематики – серпа и молота, использование сочной декоративной росписи, различных надписей, вплетение текста в орнамент, широкое использование традиций крестьянского фарфора XIX века – так можно вкратце охарактеризовать советский агитационный фарфор, выпускавшийся бывшим Императорским фарфоровым заводом, национализированным большевиками и переименованным в Государственный фарфоровый завод (ГФЗ).
Первая партия фарфора для Международной выставки была отобрана А.Горьким в мае 1920 года, во время посещения им Петроградского завода. Эти первые советские произведения были направлены за рубеж. Экспозиция агитационного фарфора на Международной выставке в Брюсселе произвела огромное эмоциональное воздействие и политический резонанс. А.Луначарский, нарком просвещения, назвал этот фарфор «первым полпредом СССР за границей».
Быстро получив признание уже в 1920-е годы, он стал одним из важных предметов экспорта советской художественной промышленности. В 1925 году на Всемирной выставке в Париже ГФЗ представил 300 произведений из фарфора и был удостоен золотой медали. Экспозиция парижской выставки была дважды повторена для продажи по просьбе западноевропейских коллекционеров. Потом была Промышленная выставка в Милане, Международная парижская ярмарка.
История советского фарфора, и в первую очередь, агитационного, неразрывно связана с художником, иллюстратором и дизайнером Сергеем Чехониным, возглавившим в 1918 году художественную секцию ГФЗ. Ему удалось привлечь к росписи фарфора выдающихся художников русского авангарда, – Василия Кандинского, Натана Альтмана, Кузьму Петрова-Водкина, Ивана Пуни, Владимира Лебедева и многих других. Позднее к ним присоединились Казимир Малевич, Сутин, Чашник. Чехонин не ограничивал художников жесткими стилистическими рамками: наряду с авторами, создававшими абстрактные, конструктивистские, футуристические композиции, работали художники из объединения "Мир искусства", "Русских балетов", также как и почитатели русского фольклора или иконописи. Такая гибкая политика позволила создать в агитационном фарфоре подлинное разнообразие стилей и художественных образов.
Новый "агитационный" декор наносился на предметы посуды, взятые из императорских кладовых – "белье" (белые изделия, предназначенные для росписи).
Наряду с этим превалировало пропагандистское содержание (индустриализация, аграрные реформы, Красная армия, иконография лидеров партии, советская символика), облеченное в авангардные визуальные формы, нередко подкреплявшееся революционными лозунгами: цитатами из Карла Маркса, Томаса Мора, Нового Завета, категорическими лозунгами типа "Кто не работает, тот не ест"; в скульптуре из фарфора – изображение людей эпохи революции: "Красногвардеец", "Работница, вышивающая знамя", "Партизан в походе", "Матрос с цветком", "Пограничник с собакой", "Матрос со знаменем" и др. Чуть позднее в скульптуре стали изображать и простых людей ("Поломойка").
Но время шло и уже в 1930-х годах на смену высокохудожественносу фарфору пришел тотальный соцреализм ...
советский агитационный фарфор
Государственного фарфорового завода (ГФЗ, ГФЗ-ЛФЗ);
Бронницкой фарфоро-фаянсовой фабрики «Пролетарий»;
Дмитровского фарфорового завода (Вербилки).